Исторически, в Испании было всего 4 частных университета: Deusto, Pontificia de Comillas, Pontificia de Salamanca и Navarra. В 1995 году их насчитывалось 7, в 2004 – уже 22, в 2010 – 28, и, начиная с 2014 – 33.
Испанский ресурс eldiario.es цитирует слова Карлос Андрадаса – ректора самого крупного испанского университета –
Комплутенсе (Мадрид) о том, что последний государственный университет в Испании – Политехнический университет Картахены (Politécnica de Cartagena) – был создан в начале 90-х годов, тогда как частные университеты не перестают появляться. Сеньор Андрадас критикует качество образования и цели частных учебных центров и не считает их университетами в полной мере. Так, например, он подчеркивает, что в Университете Комплутенсе обучаются 75 000 студентов, тогда как в частных университетах Малаги – только 2500 -3000 студентов.
Основные характеристики частных университетов Испании:
- большинство было создано за последние 20 лет;
- легче поступить, так как не все частные университеты требуют сдавать вступительные экзамены. В таких случаях, абитуриенты поступают на основании собеседования и академического и/или профессионального бэкграунда и наличия определенных знаний/навыков (например, владение иностранным языком);
- не финансируются государством, поэтому стоимость обучения значительно выше, чем в государственных университетах;
- стипендии от Министерства образования для студентов частных учебных центров отличаются от тех, что даются студентам государственных университетов;
- преподаватели более мотивированы, так как в случае неэффективной работы, частный университет может их уволить, тогда как государственный – нет;
- меньшее число студентов позволяет использовать персональный подход к каждому;
- персональный контроль каждого студента может повысить их производительность, но уменьшить автономность;
- имеют больше ресурсов для обновления аудиторий, учебных материалов и т.д.;
- не имеют достаточных ресурсов для проведения исследований и ориентированы на обучение и последующее трудоустройство;
- основные направления в обучении – это гуманитарные и социально-юридические науки, экономика и менеджмент;
- имеют больше контактов с частными компаниями, а следовательно, предлагают своим студентам больше стажировок и потенциальных рабочих мест.