жизнь в испании


Экологические нормы в Испании

Политика по созданию углеродно-нейтральной экономики в Испании определяется руководящими принципами и целями, установленными Евросоюзом. В 2020 году Испания представила свой план под названием «Долгосрочная стратегия создания современной, конкурентоспособной и климатически нейтральной испанской экономики к 2050 году». В этом документе намечен путь к сокращению выбросов на 90% и обеспечению 97% всей потребляемой в стране энергии за счет возобновляемых источников.
Данный план дополняет другие, уже реализуемые — например, «Национальный комплексный план по энергетике и климату». В большинстве своем это перенос европейских норм в испанское законодательство. Чтобы не отстать от Европы, в течение ближайшего десятилетия Испания будет способствовать переходу энергетики на более эффективную модель, которая помимо всего прочего предусматривает энергетическую реконструкцию зданий с целью сокращения энергопотребления и отходов.
Начиная с января 2023 года, испанские города реализуют планы по борьбе с загрязнением воздуха, чтобы снизить уровень вредных для здоровья газов и частиц. Большинство из них — например, диоксид азота или взвешенные частицы PM2.5 — связаны с автомобильным движением, поэтому многие муниципалитеты приняли решение о запрете проезда некоторых транспортных средств в определенных районах.
Эта мера напрямую вытекает из «Закона об изменении климата», одобренного испанским парламентом в мае 2021 года. В соответствии с ним крупные города с численностью населения более 50 тысяч человек не позднее 2023 года должны утвердить зоны с низким уровнем выбросов — периметры, подобные бывшей центральной части Мадрида, по которым не смогут передвигаться наиболее загрязняющие окружающую среду автомобили. Это отразится на 148 муниципалитетах страны, в которых проживает более 24 млн человек — то есть, 52% населения Испании.
Несмотря на то, что регламент устанавливает предельную численность населения в 50 000 человек, существуют некоторые исключения, которые могут привести к разработке аналогичных мер в некоторых небольших городах. Так, при превышении значений качества воздуха, регламентированных испанскими и европейскими нормами, местные власти городов с населением 20-50 тысяч жителей должны будут применять меры, направленные на снижение уровня загрязнения. Другими словами, если в определенное время фиксируются опасные уровни содержания токсичных газов или частиц, в них будут вводиться ограничения на движение транспорта до тех пор, пока эти показатели не улучшатся.

В любом случае в городах будет необходимо обозначить районы, в которые будет ограничен въезд автомобилей в соответствии с их экологической маркировкой DGT. Подобная система уже действует в центральном районе Мадрида, и ее можно увидеть в других крупных европейских городах — таких как Милан и Лондон. Таким образом водители будут знать, когда они въезжают или выезжают из зоны, свободной от загрязнения.

Другой важной задачей является сокращение токсичных газов и вредных частиц, которые выбрасываются из выхлопной трубы машины и вызывают проблемы со здоровьем. По данным Европейского агентства по охране окружающей среды (EEA), ежегодно в Испании происходит около 30 тысяч преждевременных смертей из-за заболеваний, связанных с плохим качеством воздуха. Кроме того, регламент призван положить конец еще одной серьезной проблеме, связанной с дорожным движением, которая приводит к развитию и усугублению патологий, — шумовому загрязнению.
Местные власти также должны разработать меры, облегчающие гражданам отказ от использования автомобилей внутреннего сгорания и приобретение электромобилей. Одним из существующих препятствий помимо высокой стоимости такого типа транспортных средств является проблема подзарядки. Поэтому сеть пунктов подзарядки должна быть создана как в зоне низких выбросов, так и за ее пределами.
В Барселоне, где ежедневно совершаются тысячи автомобильных поездок, обострилась проблема пробок, которая негативно сказывается не только на состоянии окружающей среды, но и на качестве жизни горожан. Для ее решения мэрия приняла решение о введении зон с низким уровнем выбросов (ZBE) с целью снижения уровня загрязнения, вызванного выхлопными газами автомобилей.
Наиболее загрязняющим атмосферу машинам, не соответствующим европейским стандартам, запрещено передвигаться по территории ZBE в рабочие дни с 7:00 до 20:00. Это правило действует для Барселоны, Бадалоны, Л'Оспиталет-де-Льобрегат, Сант-Адриа-дель-Бесос и части Корнелья-де-Льобрегат и Эсплугес-де-Льобрегат согласно установленному расписанию. К районам, не входящим в ZBE, относятся Вальвидрера, Тибидабо-и-ле-Планес и промзона Франка. Водители, не соблюдающие эти требования, могут быть оштрафованы на сумму от 200 евро.

На транспортные средства без экологической наклейки DGT, включая исторические и классические автомобили, выдается не более 24 однодневных разрешений. Это означает, что они могут передвигаться по зонам ZBE не более 24 дней в году.


Данное ограничение не распространяется на лиц с низким уровнем доходов (не более двух IPREM), специалистов пенсионного возраста (и тех, кому до выхода на пенсию осталось не более пяти лет), использующих автомобиль для работы, людей с ограниченными возможностями, водителей экстренного или жизненно важного транспорта, обладателей муниципального разрешения и ряд других категорий.


Согласно исследованию, проведенному энергетической компанией Plenitude, в рейтинге самых экологически чистых городов Испании Барселона занимает 10-е место, что вызвано плохим качеством и вкусом местной питьевой воды, высокой концентрацией частиц PM2.5 в воздухе, недостаточным количеством зеленых насаждений и неудовлетворенностью населения утилизацией отходов. Первое место занял Мадрид, который превосходит конкурентов почти по всем параметрам кроме плотности дорожного движения, а второе-третье поделили Виго и Валенсия, ранее удостоившаяся звания «Зеленой столицы Европы-2024».

Также вы можете следить за актуальными публикациями на нашем канале в Телеграм
Наши услуги
Остались вопросы?
Поговорите с экспертом на интересующую вас тему.
Статьи по теме