высшее образование

5 янваРЯ 2025 года

Виды квалификационных рамок в испанской системе среднего и высшего образования


  • Екатерина Иванова
    автор проекта Study Barcelona
Очень часто в ходе подбора учебного заведения и программы возникает закономерный вопрос: какой образовательной ступени или академической степени будет соответствовать выданный аттестат или диплом? И как понять, какому уровню компетенций он отвечает внутри Испании и за её пределами?

Для начала давайте определим, что такое «квалификационная рамка»? Квалификационная рамка — это специальная система, которая распределяет различные образовательные этапы от школьного до высшего образования на ступени или уровни. Все уровни расположены по возрастающей, и каждая новая ступень позволяет ученику увеличить набор своих знаний и компетенций, а также претендовать на более высокую профессиональную должность. К примеру, врачу общей практики с дипломом бакалавриата/специалитета может потребоваться прохождение ординатуры и/или аспирантуры для освоения более узкого медицинского направления или подготовки к исследовательской деятельности. Другими примерами могут быть строитель-монтажник, которому достаточно профессионального образования в колледже, и инженер-конструктор, которому кроме бакалавриата может понадобиться магистратура для получения права работать по специальности.

Так как Испания принадлежит к общей для стран Е С Болонской системе образования, аккредитованные на ее территории школы и университеты очень часто прибегают к использованию как национальных, так и европейских квалификационных рамок. Чтобы избежать путаницы, ниже мы дадим краткое пояснение каждой из этих рамок или систем.

Виды квалификационных рамок в Испании

Наиболее часто учебные заведения Испании используют в описании программ и планов обучения три квалификационные рамки:
  • Marco Español de Cualificaciones para el Aprendizaje Permanente (MECU) - Испанская рамка квалификаций для непрерывного обучения (другими словами, она затрагивает все возможные образовательные этапы от начальной школы до докторантуры);
  • Marco Español de Cualificaciones para la Educación Superior (MECES) - Испанская рамка квалификаций для высшего образования;
  • European Qualifications Framework (EQF) - Общеевропейская рамка квалификаций.
Давайте остановимся поподробнее на каждой из них.
  • 1
    MECU или Испанская рамка квалификаций для непрерывного обучения
    является национальной системой, которая подробно описывает каждый этап обязательного и необязательного образования и проверяет его на соответствие определённым критериям и стандартам, которые релевантны именно для Испании: цель и результат обучения, приобретаемые знания, навыки и компетенции, сфера применения полученных знаний, присуждаемая степень/диплом. В эту систему входят: средняя школа (primaria, 2º de la ESO), старшие классы (Bachillerato), среднее и высшее профессиональное образование (formación profesional FP), особые виды образования, связанные с творческими профессиями и спортом (Enseñanzas de régimen especial: artísticas, deportivas), высшее образование (Educación superior), включая бакалавриат, магистратуру и докторантуру.
  • 2
    MECES или Испанская рамка квалификаций для высшего образования
    также является национальной испанской системой стандартов качества, но относится она уже только к различным этапам высшего образования. Четыре уровня MECES соответствуют последним четырем уровням (5-8) общей квалификационной системы MECU и в неё входят: высшее профессиональное образование (Técnico superior); особые виды образования, связанные с творческими профессиями и спортом; бакалавриат, магистратура и докторантура. Хотя эта система релевантна только для Испании, её критерии официально приравнены к общеевропейской квалификационной рамке EQF (рассматривает все возможные этапы образования) и общеевропейской квалификационной рамке для высшего образования QF-EHEA, что подтверждает их эквивалентность.
  • 3
    EQF или Общеевропейская рамка квалификаций,
    как и следует из её названия, регулирует стандарты качества во всех странах Европы, включённых в Болонский процесс, который представляет из себя процедуру унификации образовательных программ в ЕС и старается упростить понимание и сопоставление дипломов, выданных учебными заведениями в разных странах. EQF призвана способствовать перемещению через границы студентов и специалистов в разных профессиональных областях, а также улучшать соответствие между потребностями рынка труда и организацией образовательных программ. Она охватывает все этапы образования от школьного до высшего и использует 8 базовых уровней, основанных на результатах обучения и приобретённых навыках вне зависимости от способа обучения, его продолжительности или типа учебного учреждения. Таким образом, этот рейтинг не уточняет квалификации или присуждаемые академические степени, предоставляя лишь общую характеристику, поскольку они могут отличаться в каждой стране. Как уже было упомянуто выше, в дополнение к EQF была создана общеевропейская квалификационная рамка исключительно для этапов высшего образования QF-EHEA. Её целью является не просто облегчение понимания, а сближение учебных планов программ разных европейских стран и изучаемых дисциплин ввиду растущей мобильности населения.
Кроме трёх приведённых выше квалификационных рамок, различные автономные сообщества Испании могут использовать свои собственные системы наряду с национальной для адаптации её критериев к региональной специфике. Например, существует Каталонская рамка квалификаций для высшего образования (Marco Catalán de Cualificaciones para la Educación Superior, MCQES). Одно из её отличий заключается в том, что она описывает планируемые результаты обучения не просто для образовательного этапа в целом, а для каждой из квалификаций, которую могут присудить на данном уровне. Эту особенность можно наглядно увидеть на этапе высшего профессионального образования, где квалификации могут носить общий или специализированный характер (спорт, искусство, дизайн и пр.), а также отличаться по присуждаемому диплому и по тому, какие профессиональные должности он даёт право занимать.
Полное сопровождение по поступлению в университеты Испании

Чем полезны квалификационные рамки для обычного пользователя?

Несомненным фактом является то, что квалификационные рамки предназначены в первую очередь для учебных учреждений и государственных институтов в сфере образования. Тем не менее, распределение получаемых квалификаций и дипломов по уровням может пригодиться любому человеку, планирующему обучение в Испании для себя или своего ребёнка.

В современном мире появляется всё больше школ, колледжей и университетов государственного и частного характера, которые создают нестандартные образовательные программы — как по содержанию, так и по продолжительности. Это приводит к тому, что «изящные» формулировки, появляющиеся в дипломах по окончании обучения, могут вызывать вопросы, а иногда и вводить в заблуждение. В связи с этим, квалификационные рамки становятся полезным инструментом, помогающим определить, какую именно академическую степень предлагает учебное заведение.

Типичным примером могут быть программы высшего образования в частных вузах Испании, включая высшие школы бизнес-управления, дизайна и пр., которые должны соответствовать уровню 6, 7 или 8 Испанской рамки квалификаций непрерывного обучения MECU для того, чтобы считаться по-настоящему высшим образованием. Другим примером могут стать программы профессионального образования FP, которые набирают всё больше популярности в Испании, но существенно отличаются друг от друга по карьерным возможностям и диплому в зависимости от уровня предлагаемых знаний и компетенций.

И, наконец, информация о присуждаемой квалификации полезна для расчёта срока обучения и правильной подачи на учебную визу в Испании.
Получите экспресс консультацию
Наши эксперты по оформлению студенческих виз помогут не только оценить шансы, но и подберут подходящую стратегию легализации в Испании
Основатель Study Barcelona
Также вы можете следить за актуальными публикациями на нашем канале в Телеграм
Наши услуги
Статьи по теме